ПСИХОЛОГИЯ | ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ! психология личности - ПСИХОЛОГИЯ: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ!

психология личности


Понятие личности
Личность – система социально значимых качеств индивида, овладение им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Личность представлена системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия и адаптации.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным нормами. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих потребностей. Это зависит от уровня развития возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов, темперамент (но не характер).
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Общество в данном случае можно рассматривать как среду, которая окружает человека и формирует его.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием духовно-нравственных значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, задачи, кризисы преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).
Понять личность – это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она пользуется.
Различаются личности социализированные – адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные – девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями – заострениями в психической саморегуляции).
Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях – толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна – способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических срывов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского взгляда.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных давлений на нее. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности – ее сверхсознание, потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.
Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений.

Если Вы еще не подписаны на рассылку, подпишитесь сейчас.
Не пропустите новые статьи!



понравилась статья? - расскажите своим друзьям:
приглашаю к общению со мной:
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

2 комментариев к записи “психология личности”

  1. Kashinath пишет:

    I thought finding this would be so arduous but it’s a bzreee!

  2. Amir пишет:

    Superbly illuminating data here, thakns!


Thanks: Stroy-dom
Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Яндекс.Метрика
SALE